Toys / Perfect world.

 

Поиск идеального мира. Наверное, каждый, сознательно или неосознанно пребывает в состоянии этого поиска.

Выставочный проект «Toys / Perfect world» раскрывает эту тему универсальными понятиями, преподнося зрителю, казалось бы, очевидный секрет счастья. Но именно,  благодаря своей простоте, он так трудно постижим. Мир так сложен и запутан и может показаться, что лишь пройдя эти бесконечные лабиринты, можно найти ответы на вечные вопросы. Трудно догадаться, что все ответы лежали уже в начале этого пути.

В этом новом проекте Оля Муравина провела серию визуальных и технологических экспериментов, придав совершенно новое звучание теме детства и теме зверей, как носителей чистого сознания, которые неизменно являются лейтмотивом всего её творчества. На этот раз они объединились в образе игрушек. Причём не совсем понятно, откуда их истоки. Чем-то они напоминают младенческие погремушки и пищалки, однако своими зеркальными поверхностями и переливами они скорее похожи на ёлочные игрушки. Их совершенные обтекаемые формы, несомненно, превзошли те аляповатые прототипы, которые спровоцировали создание проекта. Они доведены до абсолютного значения, превратились в идеальные универсальные символы, как будто не рукотворные, а существующие как данность, как теоретическое понятие.  Все игрушки смотрят, практически реальными глазами. Это попытка оживить их, как дети одушевляют свои игрушки, отождествляют их с живыми существами. Тем самым экспонаты выходят из разряда просто предметов, предполагая наличие их собственного внутреннего мира, а форма восприятия объектов трансформируется из созерцания в диалог. Не случаен и выбор материалов. Скульптуры выполнены из прозрачного или зеркального пластика. Тут нет попытки увековечить, или придать какой-то пафос. Игрушки это иллюзия, антураж, искусственный спектакль для малышей, но, не смотря на их хрупкость и вымышленность, в сознании ребёнка они становятся реальнее любой реальности. Прозрачность и зеркальность - это не столько свойства материала, сколько аллегории поведений и восприятий. Детское сознание тоже может быть прозрачным, а может отражать и преломлять окружающий мир.

Голубой мишка, пожалуй, ключевая фигура выставки. Он самый маленький и самый простой и при этом самый реальный. Он лежит на облаке и смотрит в небо, кажется, что всё остальное это продукт его воображения.

Все люди прошли через детство, и каждый несёт в себе его образы. Порой они унифицированные, порой индивидуальные. Глядя на работы Оли, кажется, что они, как, будто хорошо знакомы, но при этом понимаешь, что именно таких игрушек никогда не было. Это происходит от того, что памяти свойственно обобщать образы из прошлого, делать их лаконичнее, избавлять от несущественных деталей. Как предметы, брошенные в море, кальцинируются и обрастают моллюсками, превращаясь в подобие кораллов, или же наоборот замываются и заглаживаются, превращаясь в подобие гальки. То, что мы помним о детстве, о первых впечатлениях от жизни имеет мало отношения к тому, что было на самом деле, вернее к тому, что в тот момент видели взрослые, и к тому, что мы видим на детских фотографиях сейчас своими уже взрослыми глазами. Как правило, человек с определённого момента жизни, увлечённый соблазнами и перспективами новых возможностей, стремиться стать взрослее, бежит от детства в манящую неизвестность, но редко, когда находит там что-то столь, же ценное, что имел на заре жизни. Поэтому мудрый человек смотрит на ребёнка с уважением и восхищением, потому что видит в нём обладателя чистого сознания.

Если раньше Оля изображала носителей чистого сознания, то сейчас произошёл эксперимент  с изменением ракурса. Игрушка это объект исследования, это предмет, встречающий человека на пороге жизни. Это первое впечатление, которое становится определяющим, влияет на последующее отношение к жизни. Так что не стоит относиться к ним легкомысленно. Автор даёт возможность каждому обрести это чистое сознание, взглянуть на мир глазами ребёнка, стать ребёнком. То есть данный проект является уже не столько созерцательным, сколько интерактивным. Что же нужно сделать, чтобы совершить подобное путешествие. Нужно, в первую очередь, переломить в себе скепсис. Этот защитный механизм, стражник во внутренний мир человека, который играет не добрую роль, делит единый цельный мир на два полумира. Если попытаться понять феномен детства, первое и главное его отличие это отсутствие оценки всего происходящего вокруг. Как таковых критериев для неё ещё не существует. Всё воспринимается как данность, всё вызывает интерес и радостное желание исследования. Всё вышесказанное приводит к простому выводу, что секрет счастья – это отсутствие критической оценки. Теперь переносимся в пространство выставки. Мы хотим попасть в совершенный мир, в который мы уже однажды попадали. Мы заходим и смотрим на всё глазами ребёнка, как будто только родились, как будто все наши знания ложные, и не наши вовсе, и мы их стёрли. Забыли, кто мы и как нас зовут.  И эти игрушки тоже не имеют названий и ни на что не похожи. Просто смотрите чистым, девственным взглядом и наслаждайтесь их формой, цветом, преломлениями и отражениями. Это будет лучший отдых, лучшее путешествие, а главное, что это даст возможность, затем выйти на улицу и хотя бы ненадолго увидеть мир новыми глазами.

Что ещё хочется отметить - это общая тональность всей экспозиции. Она, как камертон, отстраивает правильное внутреннее звучание. Нет сомнений, что эта настройка уже не забудется, она сохранится в памяти, и ещё не раз пригодиться в качестве инструмента саморегуляции.

В качестве аудиоряда автор выбрала органные сочинения И.С. Баха. Именно под их звучание и были созданы все работы. Такое, казалось бы, странное сочетание, выводит тему детства и игрушек совершенно на другой уровень понимания. Автор сразу отсекает попытку стереотипного восприятия экспозиции и предлагает увидеть в ней вечность. На стены проецируются видео картины, они тоже глубоко символичны. Видео «Куколки в шарах»  это история о том, что все люди живут на своих планетах в своём личном пространстве. Это их крепость и их тюрьма. Медитативно летающие шары напоминают космос, и каждый индивидуум представлен в космическом масштабе.

Второе видео «Падающие мишки» это тема уходящего детства, уходящего времени и одновременно история о том, что жизнь даёт его вновь и вновь.

Toys / Perfect world можно назвать пилотным проектом новой эстетики творчества Оли Муравиной. По замыслу автора работы, представленные на выставке, размеры которых в среднем не превышают метра, благодаря своим чистым, лаконичным формам, свободны от привязки к масштабу и могут быть любого размера от реальной игрушки до крупных ландшафтных форм. Один из объектов выставки, электронный блокнот, на котором монотонно перелистываются эскизы автора. Просмотреть их все невозможно, это и не нужно. Смысл объекта в том, что идей бесконечное множество, это неиссякаемый источник. Останется ли это экспериментом или найдёт развитие, время покажет.

Мне бы хотелось увидеть продолжение этой доброй, исцеляющей истории.

 

Сергей Соболев

член МСХ и ОМС, куратор, арт-критик, художник